Начальник химической службы
Родился 15.04.1893 в с. Верхотор, Стерлитамакский р-н, Башкирия
По некоторым данным, в 1918 г. встречался с В.И.Лениным
Призван в Красную Армию 01.04.1919
К началу Великой Отечественной войны — кандидат химических наук
Доброволец рабочего батальона Первомайского района г.Москвы
Ершов Борис Павлович Воспоминания
Фашистские банды сплошной лавиной, не считаясь с потерями, рвались к столице нашей Родины — к Москве. Все лучшее в партии, в рабочем классе и в крестьянстве осаждало военкоматы с требованием о зачислении в ряды Красной Армии и о срочной отправке на передовые позиции.
Я, несмотря на запрещение наркома, решил отложить исследовательские работы и вместо эвакуации в Свердловск 14 октября 1941 года явился в Первомайский военкомат и записался добровольцем.
15 октября 1941 года нас, добровольцев Первомайского района, перевели со сборного пункта у Заставы Ильича в 416-ю школу, расположенную около Горбатого моста на шоссе Энтузиастов.
В этой школе был организован 1-й батальон московских рабочих Первомайского района. Нас вооружили старыми французскими винтовками образца 1886 года, у большинства этих винтовок были сборные детали, ибо на каждой из них был свой номер. Только через 10 дней, т.е. 25 октября, нам удалось испробовать эти винтовки и оказалось, что большинство из них настолько износились, что попасть в мишень на 100 метров даже с применением станка довольно трудновато. Но ничего, нас это не смущало, мы были уверены в том, что в первых боях добудем себе немецкие автоматы, и с помощью их будем бить фашистских захватчиков.
16-го октября, мы, бойцы и командиры Первомайского батальона, походным маршем прошли через центр столицы и разместились в старом здании Тимирязевской сельскохозяйственной академии, в котором до войны размещался институт механизации и электрификации сельского хозяйства.
Через несколько дней был организован 3-й полк Московских рабочих, в который полностью вошел Первомайский батальон. На первом собрании членов партии после речи комиссара полка выступил пожилой доброволец и сказал: «Товарищи, я не могу согласиться с концом речи комиссара, ибо лозунг «Кровь за кровь» партия и товарищ Сталин выдвинули в качестве минимального требования, рассчитанного на весь вооруженный народ. Мы же, по выражению тов. Щербакова — краса и гордость московских пролетариев, должны на своем знамени написать: «За стакан советской — ведро немецко-фашистской крови». Этот лозунг был принят коммунистами, а затем и всем составом полка и в дальнейших боях он осуществлялся на практике.
В середине ноября наш полк перебросили в Химкинский район.
23 ноября командир полка собрал всех бойцов-женщин — добровольцев (их в 3-м полку было более двухсот), указав на трудности предстоящих боев, походной жизни, предложил всем желающим освобождение от дальнейшего несения военной службы. Это предложение командира полка женщины встретили с таким возмущением и с такой обидой, что сразу же пришлось прекратить разговоры о демобилизации. Ни одна из женщин не согласилась уходить из полка. Многие женщины и девушки, выступая на этом собрании, говорили о том, что они будут биться с врагом во много раз лучше мужчин: «Мы хотим активно в качестве бойцов участвовать в Отечественной войне, без похвальбы заявляем о том, что в непосредственной схватке с врагом сумеем зарекомендовать себя бойцами не только не уступающим мужчинам, а бойцами-героями, резко отличающимися от основной массы мужчин».
Это слово женщины-бойцы подтвердили делами.
…
В нашем полку была большая группа работников завода «Серп и Молот». Эти передовики производства, организаторы стахановского движения на заводе, на фронтах в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками проявили себя настоящими героями-патриотами, беззаветно преданными своей Родине.
…
Я не могу в коротком сообщении из дневника вспомнить всех боевых товарищей, погибших в борьбе с фашистами, так и здравствующих поныне! Я хочу несколько слов сказать о музыкантах нашего полка. Музыканты в полку для непобывавшего на фронте кажутся людьми, не участвующими в боях, а только веселящими бойцов, находящимися на отдыхе во втором эшелоне. Такое мнение не отвечает истинной действительности, ибо музыканты активно участвуют в бою, выполняя ответственную боевую задачу. Музыкант в период боя — это санитар, выносящий с поля боя убитых бойцов и командиров и снаряжающий их в последний путь. Немецко-фашистские звери на трупы убитых наших бойцов смотрели как на источник наживы и без боя уносить их не позволяли. Музыкантам приходилось каждый труп убитого отвоевывать. В наступившую после боя ночь все музыканты, руководимые своим дирижером, тихо и с большими предосторожностями подбираются к немецким укрепленным пунктам и, привязав к себе тело убитого, также тихо и незаметно относят трупы в безопасное место. В этой работе, почетной и боевой, нужно уметь передвигаться незаметно, иметь крепкие нервы и любить не только живых, но и мертвых бойцов.
Начавшийся рассвет приносит фашистам большое разочарование: вот тут, рядом, метров 10-20, лежали трупы бойцов в теплых валенках и меховых полушубках, а теперь теплые валенки, полушубки и шапки, которые немцы считали своими — унесены вместе с телами бойцов. Музыканты незаметно подобрали трупы, винтовки, пулеметы, не оставив ничего советского этим бандитам.
У нас в полку особой виртуозностью игры на духовых инструментах отличались т.т. Банников, Григорьев, Антонов и Владимиров, и они же проявляли величайшую храбрость, отвагу и умели выносить тела убитых из-под самого носа противника, несмотря на ураганный пулеметно-минометный огонь. Они герои, потому что идут в одиночку, ползут не к живым, а к мертвым товарищам, ползут, ежеминутно рискуя потерять свою жизнь. А вечером, после дневного отдыха, они снова развлекают в тылу раненых, выздоравливающих и отдыхающих бойцов, командиров и политработников.
Ершов Б. П., 10. 10. 1957 г.
военинженер 2-го ранга, затем — инженер-майор
В составе дивизии воевал до 2 декабря 1942 г.
С января 1943 г. – сотрудник, затем – заместитель директора Научно-исследовательского института Красной Армии Главного военно-химического управления
Награжден Орденом «Знак Почета» (Указ Президиума ВС СССР № 217/6 от: 03.04.1944)
Награжден Медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»