![Бычков Лев Николаевич](/wp-content/uploads/2022/02/272707323_3083413038594467_6550026222581408293_n.jpg)
Работник политотдела дивизии
Родился 4 декабря 1910 г. в Москве
Историк. Кандидат исторических наук
Сфера научных интересов – Гражданская война.
Бычков Л. Н. Московский комсомол в годы гражданской войны 1917-1921 гг. : сборник документов. — [М.], 1934.
Доброволец. Боец Коммунистического батальона Железнодорожного района г.Москвы.
Дата поступления на службу: 13.10.1941
В рядах коммунистического батальона Железнодорожного района
Бычков Лев Николаевич
Вечером 14 октября в здании Дома пионеров на Верхнекрасносельской улице полно народа — здесь идет запись в ряды коммунистического батальона Железнодорожного района. В ряды батальона вступают железнодорожники-путейцы, инженеры, рабочие заводов и фабрик, служащие, научные работники. В первых рядах — коммунисты и комсомольцы.
На следующий день, здесь же, сбор бойцов батальона к 10 часам утра. Помню, выпал первый снег, он густым белым ковром покрыл улицы, крыши домов, траву и деревья парка Дома пионеров. Подходят всё новые группы бойцов батальона. Слышна команда: «Стройся!», «Равняйсь!» Перекличка. Разбиваемся на роты и взводы. Помнится, первым командиром батальона Железнодорожного района был капитан госбезопасности товарищ Сапьяник. Командиром нашей роты был товарищ Сухачев, политруком — товарищ Тарасов.
Из парка отправляемся в здание 319-й школы на Русаковской улице. Получаем винтовки, патроны. Здесь же, во дворе школы, обучаемся строю, приемам штыкового боя. Нашим отделением командует молодой красивый парень товарищ Баранов – участник боев на озере Хасан (он был потом на Северо-Западном фронте, в разведке погиб смертью храбрых в бою под селом Новая Русса).
Утро 16 октября. Грозная опасность, нависшая над красной столицей, усилилась. Советское Информбюро сообщило, что враг на одном из участков прорвал нашу оборону. В городе стало еще тревожнее. Идет эвакуация заводов, фабрик. Из окон школы видно, как группы жителей пешком, с мешками за плечами покидают Москву. Утром слушаем по радио выступление секретаря МК и МГК ВКП(б) товарища А.С. Щербакова. Он говорит: «Москву будем защищать до последней капли крови. Будем биться за нашу родную столицу».
Вечером по боевой тревоге строимся. Получаем по 100 боевых патронов, обмундирование — шинели, шапки-ушанки, теплое белье, продукты. Партийные и общественные организации Москвы хорошо позаботились о том, чтобы обуть, одеть и сытно накормить бойцов батальонов.
В строю вместе с нами — наши замечательные боевые подруги — девушки санитарки — славные дочери Красной Москвы, показавшие затем столько героизма и храбрости на фронте.
Выходим на улицу. Темно, разыгралась метель. По Русаковской улице непрерывным потоком идут войска. Слышна команда: «Шагом марш!» Идем по направлению к Комсомольской площади. Маршрут держится в секрете. Но все мы уже знаем — идем защищать Москву, свою Родину. От Комсомольской площади выходим на Садовую. И через площадь Маяковского идем по улице Горького и Ленинградскому шоссе.
Город затемнен. На улицах встречаются лишь одинокие прохожие. И в этой настороженной тишине московской ночи громко, смело и уверенно звучат песни — поют бойцы нашего батальона. Мороз, гололедица, идти трудно. Некоторые падают. Но нет и тени уныния, все держатся бодро.
Подходим к Коптеву. Мороз крепчает. Воет пурга. Располагаемся на отдых в институте пищевой промышленности. Выпускаем первый боевой листок. Помнится, 62-летний старик, инженер-железнодорожник, боец нашего батальона товарищ Горский пишет в своей заметке: «Я семьянин. У меня две прекрасные дочери-комсомолки. Я имел полную возможность эвакуироваться, но я пошел в ряды батальона. Я буду до последней капли крови защищать столицу». Созывается партийно-комсомольское собрание, выбираем партийное бюро, в которое вошли товарищи Коуэн, Тарасов и другие.
Над Москвой воздушная тревога, канонада зенитной артиллерии. В это время в зале института строятся бойцы коммунистического батальона. Принимаем присягу на верность нашему народу, нашей Родине.
19 октября 1941 года все сгрудились у радиорепродукторов. С затаенным дыханием слушаем Постановление Государственного Комитета Обороны, подписанное И.В. Сталиным, об обороне Москвы, о поддержании революционного порядка в городе, о борьбе с трусами, паникерами, шпионами.
Наш взвод получает особое задание. Быстро строимся, затем едем на Ярославский вокзал. Здесь застигает налет вражеской авиации. Падают бомбы, где-то рядом возникает пожар. Ночью пешком по железнодорожным путям идем на станцию Москва-третья. Нас встречает полковник — уполномоченный Государственного Комитета Обороны, от которого мы получаем задание — быстро, к утру разгрузить эшелон с взрывчаткой, ящиками с противотанковыми и противопехотными минами, стоящий на станции. Разбившись по вагонам, быстро производим разгрузку. Работаем с исключительным подъемом и энтузиазмом. С утра начали подходить автомашины с фронта, с Можайского, Малоярославецкого и Волоколамского направлений. Полковник-уполномоченный ГКО шутит: «Бесстрашные ребята! Разве можно так бесцеремонно обращаться с ящиками, в каждом из которых закупорена смерть?»
Живем на станции, в вагонах. Ночью, когда воют сирены — сигнал о налете фашистских стервятников — рассыпаемся в цепь, охраняя взрывчатку. Через неделю идем обратно в Москву, оттуда на Волоколамское шоссе. Там, в красном кирпичном здании бывшего санатория летчиков Гражданского воздушного флота, встречаемся со своими товарищами-бойцами рабочих и коммунистических батальонов Дзержинского, Куйбышевского и других районов Москвы. Перед коммунистическими и рабочими батальонами ставится задача: прикрыть ближние подступы к Москве.
Никогда не забудется день, когда вышли на рубеж, на линию канала Москва — Волга. С ночи ударил холод, земля подмерзла, лужи затянуло ледяной коркой. Вооружившись лопатами, приступаем к рытью окопов, ходов сообщений, устройству противотанковых препятствий, ячеек для истребителей танков.
Отдан приказ — быть готовым встретить врага.
Выходим на линию Калининской железной дороги. Перед нами широкая гладь Тушинского аэродрома. Здесь линия нашего боевого охранения, несем караульную службу вместе с бойцами войск НКВД, охраняющим канал.
Навыка в работах по рытью окопов, а тем более землянок, тогда еще не имели. Наступила морозная ночь. Кое-как укрываем окопы фанерой, толем. Баранов мастерит самодельную трубу из листа железа. Охраняем линию железной дороги и минные поля. Долгие ночи поздней осени: идет холодный дождь вперемежку со снегом. Стоя на посту, промокаем «до нитки», насыпь обледеневает. Греться бегаем на кухню, близ какой-то расположенной фабрики. Там, чтобы обсохнуть и согреться, ложились на горячую плиту.
Одновременно со строительством оборонительного рубежа и охраной непрерывно занимаемся боевой подготовкой — учимся стрельбе и метанию боевых гранат.
Коммунистические батальоны были сведены в дивизию Московских рабочих, переименованную впоследствии в 3-ю Московскую Коммунистическую дивизию. Коммунистический стрелковый батальон Железнодорожного района вошел в состав 3-го батальона 2-го стрелкового полка дивизии.
6-7 ноября 1941 года, в дни 24-й годовщины Октябрьской революции, бойцы нашего батальона несли охрану ряда важных объектов, в том числе артиллерийских складов, располагавшихся тогда на стадионе «Динамо».
В середине ноября 1941 года, когда гитлеровцы предприняли второе «генеральное» наступление на Москву, бойцы Коммунистической дивизии вышли дальше — в район Павшино, Опалиха, Нахабино, всемерно содействуя войскам Западного фронта, сражавшихся с врагом на дальних подступах к Москве. Так, в ходе великой битвы за Москву, зародилась наша славная Коммунистическая дивизия, прошедшая затем героический боевой путь на Северо-Западном и многих других фронтах Великой Отечественной войны.
Л.Н. Бычков, кандидат исторических наук, бывший рядовой боец 7-й роты 3-го батальона 2-го полка, а затем — работник дивизионного клуба и политотдела 3-й Московской Коммунистической стрелковой дивизии, гвардии майор запаса.
24 июня 1958 года.
Регулярно публиковал в дивизионной газете статьи о славных страницах отечественной военной истории, заведовал дивизионной библиотекой.
Член ВКП (б) с 1942 г.
В июне 1944 г. – гв.капитан; агитатор политотдела 33 А
Награжден Орденом Красной Звезды (Приказ ВС 33 А №: 275 от: 10.07.1944).
Даты подвига: 01.06.1944-30.06.1944.
Из наградного листа: «Тов.Бычков, как агитатор Политотдела армии, показал себя способным владеть большевистским словом и оказывать большое влияние на массы. Работая в частях армии, поднимал наступательный порыв бойцов и командиров. С периода июньского наступления находится в подразделениях 222 сд. Вместе с частями этой дивизии форсировал р.Днепр и участвует в дальнейших боях за освобождение белорусской земли. В наиболее ответственные моменты боя большевистским словом агитатора и личным примером воодушевлял бойцов на выполнение боевых заданий командования.
Награжден Медалью «За оборону Москвы» (Приказ ВС 33 А №: 15 от: 12.10.1944)
Награжден Орденом Отечественной войны I степени(Приказ ВС 33 А №: 56/н от: 04.03.1945). Даты подвига: 13.01.1945-17.01.1945
Из наградного листа: «Тов.Бычков с 13 по 17 января 1945 года находился в полках 339 стрелковой Таманской Краснознаменной дивизии. В ночь перед наступлением был на переднем крае в траншеях, где воодушевлял своим большевистским словом бойцов передовых подразделений. Оказал конкретную помощь командованию и политаппарату полков при прорыве обороны противника на западном берегу реки Висла. Задача дивизии была выполнена. В период предшествующих наступлению прочитал большое количество докладов среди личного состава войск, способствуя этим повышению наступательного духа».
Награжден Орденом Отечественной войны II степени (Приказ ВС 33 А №: 160/н от: 05.06.1945).
Из наградного листа: «Гвардии майор Бычков в период боевых нашей армии по прорыву сильно укрепленной обороны немцев на западном берегу реки Одер и дальнейшего окончательного разгрома немецких захватчиков находился в передовых частях. Свои ярким большевистским словом он воодушевлял бойцов и командиров на преодоление всех трудностей, встречающихся на поле боя. Много помогал политработникам всех категорий выполнять боевые приказы Командования и в их выполнении принимал личное участие».
Награжден Медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (Приказ штаба СмолВО №: 1 от: 31.08.1945)
Дата окончания службы: 28.11.1945
Сфера научных интересов после окончания Великой Отечественной войны – Партизанское движение.
Бычков Л. Н. Крестьянское партизанское движение в Отечественной войне 1812 года. — Москва: Госполитиздат, 1954.
Бычков Л. Н., Партизанское движение в годы Великой Отечественной войны. 1941–1945, М., 1965.
Умер в 1972 г.
Бычков Лев Николаевич. Воспоминания