Стуков Георгий Ильич

Стуков Георгий Ильич
Стуков Георгий Ильич

1903 г.р.
Место рождения: Вятская губерния Сарапульский район, с.Кулешово
Отец – крестьянин – бедняк, с 1913 г. – кустарь-рогожник одиночка, умер в 1919 г.
Окончил Комуниверситет в 1926 г. в г.Свердловск, 7 месяцев аспирантуры
Комуниверситета в г.Свердловск, 6 месяцев Института Красной профессуры в 1932 г. Москва. Окончил аграрный ИКП в Москве в 1938 г.
По образованию: экономист-аграрник, по опыту работы – партработник.
Жена: Стукова Зоя Ивановна, учитель начальных классов
С мая 1916 по апрель 1920 – ученик в хлебопекарне Общества потребителей (г.Тюмень).
Член ВЛКСМ с 1919 по 1924 г.
С мая 1920 по февраль 1921 – красноармеец 186 батальона войск внутренней службы (г. Тюмень).
Член ВКП (б) с мая 1921 г. Принят в партию Тюменским горкомом РКП (б)
С марта 1921 по август 1923 – райуполномоченный секретной оперативной части ЧК (г.Тюмень).
С августа 1923 по июнь 1926 – студент Комм.Университета им.Ленина (г.Свердловск)
С июня 1926 по октябрь 1927 – преподаватель областного лесного техникума (Тюменская область)
С ноября 1927 по ноябрь 1928 – красноармеец 45 стрелкового полка (г.Херсон).
С декабря 1928 по ноябрь 1929 – зав. Отделом культуры в Тобольском ГК ВКП (б)
С декабря 1929 по июль 1930 – преподаватель педтехникума (г.Тобольск)
С августа 1930 по март 1931 – аспирант Комм.Университета им.Ленина (г.Свердловск)
С апреля 1931 по августа1932 – инструктор отдела культуры Свердловского обкома ВКП (б)
С сентября 1932 по март 1933 – слушатель Института Красной профессуры (г.Москва)
С марта по июль 1933 — зам.начальника Политотдела МТС по партийно-массовой работе (г.Нальчик, Кабардино-Балкария)
С августа 1933 по январь 1935 — зам.начальника Политотдела МТС по партийно-массовой работе (Северная Осетия)
С февраля по август 1935 – Второй секретарь Гудермесского РК ВКП(б) (Чечено-Ингушетия)
С сентября 1935 по март 1938 – слушатель Аграрного института Красной профессуры (г.Москва)
С апреля 1938 по январь 1939 – зав.сектором кульпросвет работы ЦК ВКП(б)
С февраля 1939 по июль 1941 — Председатель Всесоюзного комитета по радиофикации и радиовещанию при СНК СССР. (Постановление СНК СССР от 17.01.1939 N 74).
В марте 1940 г. торжественно было отмечено 15-летие радиовещания в СССР. В «Правде» от 24 марта 1940 г. публикуется «Приветствие ЦК ВКП(б) и СНК СССР работникам радиовещания в связи с пятнадцатилетием широкого радиовещания в СССР» и «Приветствие ЦК ВЛКСМ работникам радиовещания». В отличие от ранее. известных определений, характеризующих радиовещание («систематическое» или «регулярное»), вводится новое — «широкое».
Как результат, было организовано Управление местного вещания, которое направляло деятельность краевых, республиканских, областных радиокомитетов и трансляционных радиоузлов для оперативного руководства и организации практической помощи им.
А накануне выхода в свет приветствия ЦК ВКП(б) и СНК СССР в самом престижном месте Москвы, где обычно отмечались наиболее важные общественно-политические события, — в Колонном зале Дома Союзов прошло торжественное заседание, посвященное этому юбилею. Доклад на вечере сделал председатель Всесоюзного радиокомитета (ВРК) Г. И. Стуков.
А в июне 1940 г., по указанию председателя Всесоюзного радиокомитета Г. Стукова, были введены три сетки вещания на военный период и в случае особо важных сообщений из Москвы, чтобы указания по изменению сетки вещания были краткими и понятными, они были зашифрованы в код:
ПЕРВАЯ сетка – все передачи необходимо снять и транслировать только Москву;
ВТОРАЯ сетка – с эфира снимаются только развлекательные передачи и танцевальная музыка;
ТРЕТЬЯ сетка – необходимость перейти на сетку военного времени.
Соответственно, в комитеты поступали телеграфные или телефонные сообщения только с номером сетки и когда и во сколько она должна быть в эфире.
Аналогичные изменения произошли и в регионах.
31 мая 1941 г. Г.И.Стуков направляет в Секретариат ЦК ВКП (б) Письмо «О недостатках в центральном радиовещании и о мерах их ликвидации.
Был награжден Орденом Ленина (?).
Интересные свидетельства о начале войны оставил радиожурналист Николай Павлович Стор (1903 г.р.).
Перед самой войной Николай Стор работал радиожурналистом в Московском «Радиокомитете» откуда шло вещание на всю страну.
В то утро воскресенья, 22-го июня 1941 года, Стор был дежурным на радио и отвечал за выпуск «Последних известий». Ему необходимо было готовить утренний 7-ми часовой выпуск, поэтому он пришел на работу в 6 ч.30 минут.
Каждая минута была дорога и Стор спешил. Когда он вошел в «Радиокомитет» и начал подниматься по лестнице, уборщица ему сразу сказала, что все телефоны звонят, на что Стор отмахнулся — некогда мол.
Через пятнадцать минут к Стору опять пришла уборщица и сказала. — Там опять звонят и ругаются, что вы не идёте к телефону. — Ответьте, что никого нет, — сказал Стор и продолжил подготовку к эфиру.
Работница ушла и тут же вернулась с сообщением. — Ругаются очень. Велят срочно звать. — Какой телефон звонит? — переспросил Стор. — Горбатенький, тот что на замочке.
«Ого! Вертушка». Стор пошел. Поднял трубку. — Кто? — спросили сразу.
Он доложился. — Где вы пропали? С вами сейчас будут говорить. Прошло примерно секунд двадцать. В трубке новый голос. — Кто на проводе? Стор опять доложился. — Говорит Щербаков. Вот что необходимо сделать. На радио, в 12 часов, будет выступление товарища Молотова. К его выступлению надо всё подготовить и всеми способами записать его речь. Вызовите всех, кого необходимо. Стукову (глава «Радиокомитета»), срочно передайте, чтобы он мне позвонил. Найдите остальных работников тоже. Они, наверное, на дачах сегодня. Сумеете всё сделать? — Да, постараюсь. А какое будет выступление тов.Молотова? — Началась война с Германией. Только вы широко это не распространяйте.
Стор тут же нашел дежурного шофера, который дремал в каморке и не собирался никуда ехать в такую рань, отнекиваясь: » И что я поеду, вот в десять часов поеду в ТАСС и там будет по пути.»
Стор отправил его за начальником, а сам кинулся готовить выпуск до которого осталось чуть-чуть.
Тут прибегает стенографистка дежурная. — Вас Синявский зовет, немедленно! Известный спортивный комментатор Вадим Синявский был в командировке в Киеве, где готовился вести репортаж с важного воскресного футбольного матча. Но Стору было не до него уже, в тот момент! — Ответьте, что не могу! Стенографистка ушла, и тоже — тут же вернулась. — Синявский матом ругается и требует вас немедленно. Стор дошел до телефона, ругнулся тоже в трубку и продолжил. — Синявский, ты не знаешь, что тут творится! — Да, нет же, я не про футбол. Ты тоже не знаешь, что творится! Прямо говорить не могу, даю по словам: Богдан, Олег, Матвей, Богдан, Илья, Леонид, Илья. И этих же людей увижу, командируясь в Одессу и в Луцк.
Времени у Стора уже не было, выпуск новостей полетел. Стор придумал повторить шестичасовые новости, и выкинуть из них сводку немецкого информбюро вовремя сообразил. Тут же он вызвал по телефону несколько человек на работу. За другими, до кого не дозвониться — послал. Никому ничего не рассказывая, начал вместе с прибывшими готовить студию к приезду тов.Молотова. Шофер не смог добудиться Стукова. Пришлось самому Стору ехать туда и поднимать начальника. Еле того добудился, распугав попутно соседей. Когда Стуков услышал в чём дело, так прямо был ошеломлен такой новостью и начал суетиться сразу.
Через некоторое время в радиокомитет приехали люди -«чекисты» и встали на страже всех коридоров и выходов. Молотов приехал точно к сроку, за пять минут до эфира.

Доброволец. Призван через Киевский РВК г.Москвы 15 октября 1941 г.
Комиссар одного из рабочих коммунистических батальонов (вероятнее всего, — Свердловского района).
Ответственный секретарь партбюро 3 полка московских рабочих (664 сп 130 сд).
И. Дудченко, В. Павлов ФОРМИРОВАНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ДИВИЗИИ
Среди политработников 3-го полка выделялись своим бесстрашием и самоотверженностью ученый А. Сидоров и один из руководителей Радиокомитета Г. Стуков. Они шли вместе с бойцами в наступления, воодушевляя их своим примером. В одном из боев парторг 3-го полка Стуков геройски погиб, а пропагандист полка А. Сидоров был тяжело ранен.
Ершов Борис Павлович Воспоминания
СТУКОВ — доброволец Сталинского (так у автора – прим.АД.) района, в дальнейшем секретарь полкового партийного бюро. Он быстро завоевал любовь и уважение бойцов и командиров и своим примером, беззаветной преданностью и любовью к Родине не один раз поднимал бойцов на фашистские укрепленные позиции. Стукова в период боя можно было найти только в самых опасных и на самых решающих участках сражениях. Он своим спокойным голосом ободрял бойцов и почти всегда первым бросался в самую гущу боя, бросался, не оглядываясь назад, ибо был уверен, что все бойцы пойдут за ним. Шальной осколок мины сразил этого любимого всеми товарища, многие не могли удержать хлынувших из глаз слез.
Погиб 24 февраля 1942 г. у д.Васильевщина Молвотицкого (ныне – Маревского района).
Награжден Орденом Красного Знамени (посмертно) (Приказ ВС СЗФ № 784 от 24.06.1942). Даты подвига: 23.02.1942
На мраморной мемориальной доске в здании Дома радио на Пятницкой улице в Москве увековечены имена работников Всесоюзного радио, павших смертью храбрых на фронтах Великой Отечественной войны: Е. Я. Барского, Т. В. Диковского, С. М. Добренко, Н. Ф. Жаркова, Г. П. Лузенина, Г. Р. Нилова, А. И. Окаемова, В. Г. Осина, Н. С. Розенберга, Г. И. Стукова,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вернуться наверх