Родился 25.03.1908 в д. Березовка, Старо-Юрьевский р-н, Тамбовская область
С октября 1930 г. был на срочной службе в РККА
Член ВКП (б) с 1931 г.
До войны был секретарем цеховой партийной организации завода №22 (Позднее – завод им.Хруничева).
Из сборника «МОСКОВСКИЕ РАБОЧИЕ ДИВИЗИИ НА ЗАЩИТЕ МОСКВЫ».
15 октября, когда решался вопрос об эвакуации завода 22, многие рабочие собрались у его ворот и на заводском дворе. В это время коммунист тов. Толстошеев обходил рабочих и приглашал желающих записаться в батальон. Таким путем было записано около 80 человек, которые тут же строем под командой тов. Толстошеева направились на сборный пункт батальона.
Доброволец. Призван через Киевский РВК г.Москвы, 15 октября 1941 г.
Т. Бурова ОТ СТАНКОВ — В ОКОПЫ
В октябре, когда положение на фронтах резко ухудшилось и началось формирование рабочих батальонов по защите Москвы, в них вступили более 300 работников завода — орденоносцы-стахановцы Борис Раков, Александра Калекина, модельщик И. Тарасов, токари Н. Поляков, Г. Миронов, инженеры Е. Иберштейн, В. Белов, В. Решетников, парторги Г. Толстошеев и С. Уполовников, комендант завода, участник гражданской войны В. Козюлин. Среди добровольцев, уходивших на защиту Москвы, было много молодых рабочих: Кузин, М. Седов, А. Столяров, Г. Шабурин, Д. Винокуров, И. Громов, В. Дрожинов, Н. Прохоров, Б. Ермолаев, И. Рябчук. В нашей памяти сохранились имена девушек, добровольно вступивших в рабочие батальоны Киевского района. Это Т. Мамаева, Т. Степанова и многие другие.
В наши дни на средства работников завода воздвигнут памятник рабочим завода, погибшим в годы войны. На памятнике высечены 504 фамилии заводчан, отдавших свои жизни за свободу и независимость Родины.
Г.Елисаветский МОСКОВСКАЯ ДОБРОВОЛЬЧЕСКАЯ
Надо сказать, что пулеметчикам повезло с командиром роты. Однажды в батальоне появился человек огромного роста, широкоплечий, на вид суровый, и доложил, что он доброволец — рабочий авиазавода, служил в Советской Армии и командовал пулеметным подразделением. Гавриил Иванович Толстошеев просил зачислить его первым номером, так как когда-то он неплохо стрелял из «максима». Это оказалось приятной неожиданностью. Побеседовав с ним, я пришел к выводу, что о лучшем командире пулеметной роты и мечтать нечего.
Толстошеев и впрямь оказался прирожденным командиром-пулеметчиком. В течение одного дня он подобрал командиров отделений, пулеметные расчеты, первые и вторые номера. После общего ознакомления бойцов с пулеметом он поставил перед ними весьма сложную задачу: в течение двух дней освоить материальную часть оружия и теорию стрельбы из него. И, как это ни удивительно, вскоре бойцы бойко отвечали на самые придирчивые вопросы Толстошеева. Так для нас решился вопрос с командиром пулеметной роты.
Когда же надо было подобрать человека на должность политрука этого подразделения, то вскоре и здесь нашлась кандидатура.
Во время организационной перестройки добровольческих формирований командир батальона Киевского района Козюлин был назначен начальником штаба первого батальона 3-го полка. А его комиссар Ровинский (кстати, кандидат юридических наук) оставался вроде бы не у дел. Его решили направить в политотдел дивизии. Но Ровинский наотрез отказался от высокой должности и попросил назначить его политруком пулеметной роты. Просьбу его удовлетворили. Это была удачная находка для пулеметчиков.
Примечательно, как обстоятельства могут сплачивать подчас совершенно разных людей. Рабочий Толстошеев, опытный пулеметчик, и ученый Ровинский, доселе не видевший вблизи станковый пулемет, как бы дополняли друг друга. Когда бы их ни встретили, а они почти никогда не разлучались, их лица были сосредоточенны, выражали озабоченность. Эти два патриота даже по тем временам делали чрезвычайно много. Мы удивлялись их работоспособности, неутомимости. Они были вездесущи. Придешь на оборонительный рубеж, который сооружают бойцы, там обязательно застанешь Толстошеева или Ровинского; зайдешь в землянку, где изучают премудрости военной науки, они и там. И никто не знал, когда и где они отдыхают. Больше всего мы удивлялись, глядя на Ровинского. Толстошеев был человеком большой физической силы, выносливый, привыкший к тяжелому труду. Но вот откуда черпал силы Ровинский, физически несравненно слабее командира роты, было загадкой.
Спустя несколько дней Толстошеев доложил, что он оборудовал стрельбище и назначил на завтра стрельбу из пулемета. Приехав туда, мы с комиссаром батальона увидели то, чего никак не ожидали. Бойцы роты, которые еще несколько дней назад от звука автоматической стрельбы из «максима» закрывали глаза и отворачивали головы, поражали цели без промаха. Пример меткой стрельбы показал сам политрук Ровинский, обращавшийся с пулеметом и стрелявший из него так, будто он всю жизнь только этим и занимался.
Впоследствии бойцы Толстошеева показали себя отличными воинами. Они неоднократно в тяжелых, ожесточенных боях оказывали неоценимую помощь батальону, поражая вражескую пехоту метким огнем, проявляя мужество и отвагу.
09.03.1942 получил тяжелое ранение в правую руку и живот, и общую контузию и отправлен в тыл
Награжден Орденом Отечественной войны II степени (Указ Президиума ВС СССР №: 204/54 от: 06.08.1946)
Из наградного листа: «Тов.Толстошеев Г.И. добровольно вступил в Красную Армию. Будучи командиром пулеметной роты 1-го батальона 664 стр.полка, 130 стр.див. Сверо-Западного фронта, участвовал в наступательных боях с 22 II по 10 III 42 г. В боях за дер.Павловка (так в документе – прим.А.Д.) Ленинградской области на батальон, в котором был тов.Толстошеев, противник бросил в контратаку до полка пехоты. Контратака была отражена. Противник оставил на поле боя более 500 убитыми солдат и офицеров. Были захвачены трофеи: 10 лошадей, 2 пушки, 5 поход.кухнь, склад с продовольствием, склад с боеприпасами и др.военное имущество. В дальнейшем наступательном бою были освобождены дер. Бутылкино и Веселовщина (так в документе 0 прим.А.Д.) и уничтожено более 200 немецких солдат и офицеров, захвачены трофеи: 56 лошадей, 3 склада с продовольствием и боеприпасами, 8 поход.кухонь и освобождено более 150 чел.советских граждан, загнанных в сараи и облитых керосином для сжигания живьем.
Тов.Толстошеев за 17 дней провел 38 наступательных боев и контратак. 9/III 42 г. в бою был тяжело ранен в правую руку и живот, в результате стал инвалидом III группы».
В 1943 по 1946 г.г. был комендантом завода им. Хруничева. Затем — работал на этом заводе механиком
Г.Елисаветский МОСКОВСКАЯ ДОБРОВОЛЬЧЕСКАЯ
После войны Г. И. Толстошеев вернулся домой израненный и больной. Долгие годы он работал на своем авиазаводе. Потом ушел на пенсию. В 1975 году мы навсегда простились с этим замечательным, большой души человеком, верным сыном партии и народа.