Воспоминания, Бирюков Константин Александрович

Социально-бытовые вопросы
С первых дней образования дивизии из рабочих батальонов связи последних с районами ежедневно поддерживалась вплоть до обеспечения райкомами через райпищеторги не только папиросами, табаком, продуктами, он также через отдельные столовые питанием в горячем виде по отдельным рабочим батальонам даже до декабря месяца, что в дополнение к армейским нормам питания вносило не только разнообразие в меню, но и высокую калорийность питания. Это же давало возможность более облегченного перехода к планомерному армейскому питанию для всего личного состава добровольцев, пришедших в дивизию. Зачастую на третье блюдо подавался не только компот, но в октябре, ноябре и декабре месяцах 1941 года даже пирожное. На закуску, как правило, подавались икра, сельди, обязательно водка. Это усиленное питание дало возможность напряженной работе по вооружению обороны под Москвой, где необычайно большой объем земляных работ преодолевался не только энергией, но и подкреплялся питанием. Многие из отдельных частей привозимые из районов продукты в порядке НЗ сохранили на последующее время и в условиях фронта потом организовывались целые обеды и даже обеспечивались праздничные дни и в первой и во второй половине 1942 года. Так например, в 371 сп к 1 мая 1942 г. были выданы подарки: папиросы, сыр, колбаса, масло, шоколад, вино из продуктов, полученных в октябре-ноябре месяцах 1941 года из районов. В 528 сп в день 1 мая был организован коллективный ужин для начсостава и бойцов из продуктов, полученных осенью 1941 года из районов. В отличие от обычных меню во время этого ужина можно было увидеть десерт.

Наиболее внимательными в вопросах обеспечения были: Краснопресненский райком партии, который до отъезда на фронт обеспечил свой рабочий не только продуктами, но и одел в новое вязаное теплое белье, свитера, шарфы и проч., Бауманский, Сталинский, Сокольнический и Куйбышевский райкомы, которое также хорошо помогали в оснащении рабочих батальонов. Большую помощь оказал в обеспечении посудой, начиная от ложек, котелков и до кухонной посуды: мисок, тарелок, половников и проч., Московский комитет комсомола, который организовал сбор этих необходимых кухонных предметов в порядке помощи комсомольской организации дивизии. Попутно с обеспечением кухонь, заводские организация Москвы обеспечили теплыми вещами: варежками, носками, шарфами в первую очередь снайперов, разведчиков, танкистов и других. С выездом на фронт, особенно в период марша, очень много кухонных принадлежностей растерялось и после первых двух недель боев дивизия испытывала большой недостаток в них. Отдаленность от железнодорожных станций /Осташков, Черный Дор и др./ мест боевых действий накладывала свой отпечаток на меню и калорийность пищи. Вопросы бесперебойности снабжения питанием зависели от обеспечения боеприпасами, которые подвозились в первую очередь.

С началом боевых действий имевшийся поток раненых быстро исчерпал все наличные запасы медсанбата для раненых, полученные вначале от наркомата пищевой промышленности. лично от тов. Зотова вплоть до вина, свежих фруктов и шоколада. В последующее время обеспечивать раненых соответствующим питанием становилось труднее, в связи с отдаленностью московских организаций, железнодорожных станций и мест получения продуктов от дивизии. Кроме того мешали глубокий снег и ограниченность в автотранспорте. Характерно, что во многих частях раненые отказывались эвакуироваться из полков даже в медсанбат дивизии, стремясь остаться в пределах своей части. В связи с этим во всех полках были созданы взводы выздоравливающих во вторых эшелонах при санротах. Заслуживающим внимания был взвод выздоравливающих 371 сп, расположенный в Новой Руссе, где большую работу провела тов. Варыгина Надежда Петровна, впоследствии награжденная орденом Красном звезды. Она быстро произвела закупку коров, овец и кур и раненые были обеспечены свежим мясом, яйцами, молоком, творогом и сметаной.

А в апреле месяце 1942 года она, связавшись с местными сельскими организациями, обеспечила сбор зелени и. клюквы, а также хвои для настойки, чем предохранила от цинготных и других заболеваний в связи с отсутствием лука и чеснока, весь личный состав дивизии. В конце апреля и в мае месяцах через местную школу Варыгина организовала сбор щавеля и полк провел апрель-май и июнь месяцы в период бездорожья и грязи, нарушивших окончательно снабжение продовольствием дивизию, наиболее обеспеченно по сравнению с другими. Впоследствии хозяйство, организованное Варыгиной было изъято в управление тылов дивизии и на сегодня оно насчитывает свыше 200 коров, 80 овец, что дает возможность обеспечивать не только раненых и больных, находящихся в медсанбате и роте выздоравливающих, но даже по рецептам врачей наиболее слабых и больных, находящихся в строю в частях.

К 1 мая 1942 года были получены первые подарки московских организаций вместе с прибывшим пополнением, которые напомнили бойцам и командирам о родной Москве, о внимании трудящихся к ним. Последующее время подарки получались регулярно. Отличившимся в боях МК партии не раз посылал ценные и даже именные подарки. Так например, делегации дивизии, бывшей в Москве, тов. Шверник подарил именные часы: Панову, Злодеевой, Валяевой. В августе 1942 года делегация во главе с Николаевой Клавдией Ивановной привезла для девушек платья, часы и много других ценных подарков.

В январе 1943 года МК партии прислал 35 швейцарских часов, которые в ходе февральских боев вручались сразу на рубежах по приказу командира дивизии. В мае 1943 года делегация МК партии привезла 5 золотых именных часов для девушек-добровольцев Москвы.

Лучшим по боевым отличиям торжественно на общедивизионном митинге были вручены гвардии генерал-майором Клешниным часы /Беркович, Циммерман, Котельниковой, Синицыной, …/

С началом подготовки к фашистским боям генерал-майор Клешнин обратил внимание прежде всего на вопросы питания. Он сам и через политотдел проверял состояние питания на местах, установил, что норма доводится не везде полностью до всех в силу местных условий. Тогда он провел смотр работы ротных кухонь по частям и заставил лично командиров частей заниматься вопросами питания. Политотдел взял на себя обязанности следить за приготовлением пищи, за ее доведением до бойца вплоть до контроля ежедневного меню, заставляя в политдонесениях заместителей командиров частей по политчасти докладывать ежедневно об обеспечении питанием, а командиров частей докладывать командиру дивизии в ежедневном рапорте.

С целью расшить имевшиеся пробки в движении на линии Осташков — дивизия политотдел высылал своих представителей, которые возглавляли эшелоны машин, везущих продовольствие, обеспечивая им беспрепятственное продвижение к дивизии. Помимо того, постановка вопроса обеспечения питанием перед военным советом армии и фронта заставила интендантские органы всерьез обеспечивать положенным питанием. Особое внимание вопросам питания было уделено с момента переподчинения дивизии на время боевых действий 53 армии, где член военного совета генерал-майор Горохов лично сам ежедневно уделял внимание вопросам обеспечения дивизии продуктами, принимая все меры к тому, чтобы дивизия заслуженно, как гвардейская, внутри армии была выделена и в питании.

Наряду с налаживанием питания проведена большая работа по подготовке к февральским операциям, по приведению в должный порядок обмундирования. Все обмундирование, начиная с шинелей, было пропущено через дезинфекцию, после чего подвергнуто чинке, а гимнастерки и брюки были даже проглажены. Состояние портянок командир дивизии Клешнин лично проверял у всего личного состава дивизии и принял меры к тому, чтобы ноги были утеплены. Выдача вторых портянок дала возможность утеплить ноги бойцов и командиров, была организована чинка валенок своими силами рот и в двухдневный срок все валенки были приведены в порядок. В силу распутиц и частых дождей в этот период у многих валенки намокли и сели, уменьшившись в размере, что приводило к большим потертостям подъема ноги и к затруднению в движения, что не могло не отразиться на ходе боевых операций, а поэтому по приказу Клешнина быстро были сделаны колодки, в своих же ротных котлах распарены валенки, надеты на колодки и таким образом расширены. Потертости ног были: ликвидированы.

Накануне боевых операций была проведена проверка запаса котлового довольствия во всех частях дивизии, обеспеченность термосами и подготовленность самих подносчиков пищи. Последние были собраны на дивизионном совещании при политотделе дивизии. Кроме того повара отдельно по частям были проинструктированы силами работников политотдела. Комдив приказал завтрак обеспечивать на исходном положении в процессе артподготовки в малой дозе — 200 грамм хлеба, 100 грамм шпика и 100 грамм вина. После сытного ужина накануне этот завтрак являлся достаточным на весь боевой день до получения обеда. Обед в первый боевой день был обеспечен калорийным составом: густой суп с подболточной мукой, усиленный жирами, клецками, и сладкий горячий чай в отдельном термосе. На ужин давали картофельное пюре, усиленное жирами с порцией американской колбасы и горячий чай. И на обед и на ужин давалось по 100 грамм водки и папиросы из подарков московских организаций. Бесперебойность подноски пищи до бойцов на всем протяжении боя поднимала настроение бойцов, давало им чувствовать заботу о них везде, где бы они не находились: в наблюдении, в боевом охранении, в засаде и даже в разведке. Отсюда и высокий уровень проведенных боевых операций. Подразделениям и отдельным частям, ранее срока, указанного в приказе, выполнившим задание, горячая пища доставлялась немедленно. Например, противотанковый дивизион после завтрака на исходном положении в 10 часов утра, получил горячий завтрак за счет приготовленного обеда в занятом населенном пункте Березовец. 2 батальон 159 гсп завтрак получил за счет обеда во вновь занятом населенном пункте Кукуй, куда вместе с ворвавшимися бойцами 4 стрелковой роты прибыли подносчики пищи и даже сам повар Феоктистов с кухней. Это подбодрило бойцов на ускорение выполнения боевых заданий и дало чувствовать заботу о них на каждом шагу.

Для начсостава в последующем организовано шитье обмундирования в дивизионных мастерских. Портные введены в каждом батальоне, а в роте выздоравливающих организовано производство дегтя, смолы, скипидара, хвойного экстракта, гвоздей, сыромятной кожи и пошивка из нее обуви. Помимо этого организована стирка белья.

На армейском совещании, происходившем в первых числах мая, была организована выставка продуктов питания, которыми снабжалась дивизия, показавшая состояние этого снабжения. Командующим армии генерал-майором Коротковым отмечены большие заслуги управления тылов и политотдела дивизии в организации бесперебойности питания. Командиру дивизии объявлена благодарность, заместителю по тылу подполковник Нестеренко награжден орденом Отечественной войны первой степени. Отмечена большая роль печати, начиная с боевых листков в дивизионной газете, в вопросах питания, работа автороты, безостановочные рейсы Осташков – дивизия с обеспечением в весеннюю распутицу до 10-12-суточного запаса продовольствия и перевозка за счет организации парома; на котором установлен движок с автомашиной, поднимавшего до 50 тонн и сократившего срок доставки продовольствия с армейских баз с 8 суток до 6-8 часов по реке Ловать.

Наряду с этим в августе месяце 1942 года организован дивизионный дом отдыха, который бесперебойно работает по сегодняшний день, пропуская 50 человек командиров, бойцов и политработников дивизии, нуждающихся в отдыхе. Начиная с января месяца в 157 гсп и 123 гап организованы полковые дома отдыха для бойцов и младших командиров, а с апреля месяца 1943 года во всех батальонах 161 гсп организованы батальонные дома отдыха непосредственно в зоне батальона с двухдневным пребыванием, где обеспечивалась полная санобработка, мягкая постель со всеми постельными принадлежности и даже диетическое питание.

Следует отметить большую работу гвардии майора тов. Черкасова, заместителя командира по политчасти 161 гсп в вопросах материально-бытового улучшения своей части, который заслуженно пользовался не только вниманием, но и любовью со стороны бойцов за хорошо налаженное питание в подразделениях своего полка.

Большую работу провела санрота 161 гсп: врач Беркович, санитарная сестра Бурова Татьяна, Комиссарова и другие, которые как коммунисты, как медработники, как старшие товарищи, наравне с бойцами, имеющими боевой опыт и отличия в боях, повседневно проводя культурно-воспитательную и политическую работу среди бойцов, центральное внимание в проводимой работе уделяли и уделяют вопросам улучшения материально-бытового положения бойцов.

Следует отметить, что командир дивизии гвардии генерал-майор Клешнин в соответствии с наличием имеющихся продуктов ежедневно требовал доклада от командиров частей об обеспеченности продовольствием и отдавал приказ о правильном приготовлении пищи из вновь поступающих продуктов.

Вернуться наверх