И. Гущева
В Министерстве решили сделать исключение фронтовикам — разрешить им сдать экстерном все экзамены, если смогут. Смогли! Да еще как. Через два года и три месяца получили дипломы с отличными и хорошими оценками.
Так Ирина Митина вступала в мирную жизнь. Ирину ждет еще немало трудностей и счастливых минут, но счастья будет больше в ее судьбе, судьбе рано повзрослевшей девочки, так и оставшейся на всю жизнь вожатой. Сначала пионерской, потом вожатой душ солдатских на фронте, а затем опять вернувшейся к ребятам.
На фронт Ирина ушла старшей вожатой из школы, и политработником-то стала потому, что рвалось наружу желание понять человека и помочь ему разобраться в себе, поверить в свои силы, как тонкий передатчик улавливало чужие душевные колебания ее сердце и не могла она пройти мимо, не поделившись тем, что у самой в душе уже вызрело.
Очень скучала на фронте по детворе, по пионерской работе. Однажды освободили село Молвотицы, а в нем — стайка мальчишек. Двенадцать их было. Отряд — не отряд, но целое пионерское звено. Достали красного ситца — богатство по тем временам преогромное. Скроили галстуки и стала Ирина опять вожатой. Да так вожатой и осталась для этих двенадцати на всю жизнь. Приезжают, пишут ей письма, советуются — как тогда.
С тех пор не расставалась она с пионерским галстуком. И когда была председателем районного совета пионерской организации у себя в районе, и когда стала работать с вожатыми всей Москвы, а потом и всего Союза — в Центральном совете пионерской организации имени В. И. Ленина. В шутку ее прозвали главный старший вожатый города Москвы.
Семь лет была «хозяйкой» Дворца пионеров на Ленинских горах. Именно тогда Дворец пионеров был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Все время она с детьми. С ними легко и трудно, ответственно и очень весело. Их нужно учить мужеству, силе, ловкости, а главное — любви к Родине, не формальной, не на словах, а на деле, не головой — сердцем.
Еще раз перебирает она в памяти строки Тютчева:
«Умом — России не понять,
Аршином-общим —
не измерить,
У ней особенная стать,
В Россию можно только
верить».
Постепенно приходит уверенность, перерастая потом в убеждение: чтобы воспитать мужество, надо прикоснуться к людскому горю, к величию духа русского, которое проявилось во время Великой Отечественной войны. Воспитывать не словом, а действием. Растормошить сознание ребят, сделать и их сопричастными к Великой Победе, к великому нравственному подвигу народа. Только так можно научить любить и ненавидеть, защищать сознательно те идеалы, отстаивая которые погибли прошлые поколения. Учить действием…
Вот результат этой учебы. Это 500 имен неизвестных героев, которые открыли людям пионеры вместе с И. И. Митиной. Это десятки партизанских маршрутов, исхоженных и изученных. Это охрана памятников героям войны, это и двое погибших ее учеников — вчерашних школьников, — защищавших остров Даманский. Они были такими же, как и все.
Они писали ей письма веселые, смеялись над превратностями солдатской службы, вышучивали нерадивых начальников, издержки военного быта, а потом… Один из них закрыл своим телом командира, а другой сгорел, спасая товарищей.
Она сама была солдатом, видавшим не одну смерть, но эти две смерти дались ей тяжелее всех остальных. Словно двух ее сыновей не стало.
И вспомнились ей те самокрутки, которые свертывала она своим ребятам, ожидая их с задания…
И. ГУЩЕВА, IV курс романо — германского факультета.