Воспоминания, О Зибе Ганиевой

В полку и дивизии много было украинцев, белорусов, азербайджанцев и других национальностей. Тяжелый путь был у дочери азербайджанского народа Зибы Ганиевой. Я знал ее по отважным и смелым делам. Это была худенькая с длинными косичками, с черными, как уголь глазами, хрупкая отважная девушка разведчица.

Она сейчас вспоминает об этом: когда я пришла к командиру рабочего коммунистического батальона Краснопресненского района в октябре 1941 года и он увидел, что я такая маленькая и худенькая и что мне только семнадцать лет, он не захотел меня принять в коммунистический батальон.

В его лице я нашла исконного врага, нежелающего выполнить мою единственную просьбу. Но Зиба будучи студенткой 1-го курса ГИТИСа, оставила институт и добилась зачисления ее в коммунистический батальон. Шла зима 1942 года, дивизия была направлена на северо-западный фронт на уничтожение 16 немецкой армии. Часто вспоминаются мне заснеженные лесные тропы и перелески Молвотицкого района Новгородской области. Почти каждый день и ночь выходила Зиба со своей маленькой рацией в разведку .

В одном из боев под деревней Черное я сопровождал Зибу. Ее хладнокровие, бесстрашие, сметливость были примером для остальных бойцов. Она не прекращала передавать сведения о вражеской огневой обороне даже тогда, когда рация была врагом обнаружена и находилась под непосредственным огнем всех видов оружия.

Зиба переходила от одной воронки к другой, перебегала, переползала, неизменно следовала почти всегда впереди боевой колонны бойцов. Неоднократно ее рация пробивалась пулями, она исправляла и продолжала с ней свой фронтовой путь. Зиба одновременно была и хорошим снайпером. Она так и числилась снайпер-разведчик. Не один фриц нашел себе могилу на русской земле от ее меткой пули.

Но это было только начало большого боевого пути. Зибу перевели в дивизию, а я был переведен в другой батальон части.

Семнадцать лет я не видел Зибу, но образ ее всегда был передо мной, образ смелого и доблестного бойца коммунистической дивизии.

Я начал поиски Зибы, которые продолжались длительное время и вот, наконец, 9 марта 1958 года, ровно семнадцать лет спустя, я ее снова встретил. Она рассказала, что в мае месяце 1942 г. она была ранена, но из дивизии не ушла и после кратковременного нахождения в медсанбате вернулась вновь в строй, а в августе 1942 г. в одном из ожесточенных кровопролитных боев Зиба была тяжело ранена и на многие годы вышла из строя. Около трех лет пролежала в госпиталях. Врачи вырвали Зибу из рук смерти, сохранили ей жизнь.

После длительного лечения Зиба энергично, как и на фронте, взялась за учебу, окончила институт и в настоящее время имеет степень кандидата филологических наук и по-прежнему отдает все силы и знания беззаветному служению Родине.

Вернуться наверх