Сенин Николай Герасимович Родился 2 июня 1918 г. в Алчевске Славяносербского уезда Екатеринославской губ., в семье рабочего.
Студент философского факультета ИФЛИ (с 1938 г.). Дружил с Анатолием Крыловым.
Участник Великой Отечественной войны. В Действующей Армии – с октября 1941 по март 1942 г. Стрелок 664 сп 130 сд.
В 1943 г. окончил философский факультет МГУ.
Сотрудник посольства СССР в Китае (1943-1947), МИД СССР (1947-1951).
С 1951 г. – научный сотрудник ИФ АН СССР, старший научный сотрудник-консультант.
Специалист по истории китайской философии; доктор философских наук (с 1963 г), профессор (с 1965 г.).
Кандидатская диссертация — «Общественно-политические и философские взгляды Сунь Ятсена» (1953).
Докторская диссертация — «Прогрессивная общественно-политическая и философская мысль Китая в Новое время (1840-1919)» (1963).
Автор глав о китайской философии в 5-томной «Истории философии» (М., 1957-1961).
Интересно мнение его ученика — Владилена Георгиевича Бурова: «Николай Герасимович Сенин – человек знающий… У меня с Сениным были сложные отношения. В 1961 году вышла очень хорошая книга «Избранные произведения прогрессивных китайских мыслителей нового времени». Эту книгу задумали Ян Хиншун и Сенин. Ян, как китаец, был больше исполнителем, а Сенин, как говорится, «мотором». Ян Хиншун был человеком более широких взглядов. А Н.Г. Сенин был не то чтобы «проповедником» марксизма, а жёстко отстаивал свои идеи. Это и хорошо и плохо. Хорошо, потому что, конечно, надо иметь какие-то принципы. Плохо – потому что иногда он действовал вопреки общему мнению коллег, в том числе моему. Потом у нас появились с ним личные разногласия. Правда, разногласия – тоже нормальны и естественны ».
Николай Герасимович Сенин умер 30 октября 2001 г.
Сочинения:
Великий китайский революционер-демократ // Вопросы философии. 1955. № 2; Сунь Ятсен — великий китайский революционер-демократ. М., 1956;
Общественно-политические и философские взгляды Сунь Ятсена. М., 1956; Теория «врастания» капитализма в социализм и действительность // Коммунист. 1956. № 15;
Китайский просветитель и материалист конца XIX в. Тань Сы-тун // Вопросы философии. 1958. № 9;
Сотрудничество советских и китайских историков философии. [В соавторстве] // Вестник АН СССР. 1958. № 4;
Прогрессивные мыслители Китая конца XIX в. М., 1958; «Движение 4 мая» и идеологическая борьба в Китае // Вопросы философии. 1959. № 7;
Сунь Ятсен — борец, мыслитель, друг Советского Союза // Вопросы философии. 1966. № 11;
Проблемы национально-освободительного движения в странах Азии и Африки // Ленинизм и современность. М., 1969;
Псевдодиалектика -методологическая основа особого курса Мао Цзедуна и его группы // Антимарксистская сущность взглядов Мао Цзедуна. М., 1969; Субъективная социология — идейная слава маоизма // Проблема Дальнего Востока. 1974. № 3;
Софистика под видом диалектики // Проблема Дальнего Востока. 1975. № 3; Критика философских идей маоизма // Идейно-политическая сущность маоизма. М., 1972;
Проблемы философского наследия Китая современной синологии США // Проблемы Дальнего Востока. 1981. № 4.