Боевое крещение нашей дивизии и мое произошло в ночь с 22 на 23 февраля 1942 года, т.е. накануне Дня Красной армии. Было это на Северо-Западном фронте, вдалеке от железной дороги, около поселка Молвотицы (район старой Руссы). Там была полуокружена 16 немецкая армия и наша дивизия должна была помочь замкнуть окружение.
Должен предупредить читателей, что бой в 1942 году ничем не напоминал лермонтовское описание боя под Бородино. Не было ни атак колоннами наступающих, ни массированного огня артиллерии, ни долговременных укреплений (немцы держали оборону, скрываясь за снежными валами, окружавшими деревни. В некоторых местах вала имели укрепленные блиндажи. Конечно, такие укрепления современная артиллерия могла легко разбить. Но преимущество в вооружении было на стороне немцев. Особенно много было у них минометов. Поэтому наши атаки снежных валов было не простым делом. Немцы пристреляли все подходы.
Мы пошли в наступление, вернее поползли в снегу часа в 3-4 дня, то есть на исходе зимнего дня. Я хорошо помню этот морозный солнечный день. Главное наше оружие составляли винтовки и пулеметы. Ползти по снегу пришлось довольно долго. Было совершенно темно, когда мы укрылись от неприятельского огня в небольшой ложбинке, проверили свое оружие, провели партийное собрание. А затем с криком «Ура!» бросились на завершающий штурм вала. Мы выбили немцев. Они бежали, бросив свои землянки-блиндажи. В атаках на Павлово прекрасно дралась 7 рота, состоявшая в основном из московских студентов-геологов. Политруком этой роты был бурят-монгол Ц.Б. Болдано, воевавший вместе с женой и сыном, подростком лет 14-ти. Из впечатлений боя осталось впечатление от обилия светившихся трассирующих пуль, побивавших ночную темь. Сильное впечатление производили осветительные ракеты. Они горели 1-2 минуты. В это время мы не двигались, т.к. создавалось впечатление, что ты на глазах немцев и они целятся в тебя, потому лучше лежать неподвижно. Подбодренные успехом под Павлово, взяли заодно и соседнюю деревушку Сидорово. Немцы зажгли ее и ушли в окружающий лес. В этих деревнях мы захватили пленных немцев, среди которых было много обмороженных. Я поговорил с пленными и установил к каким частям они принадлежат. Наш первый бой – «боевое крещение» явилось началом большой боевой дороги нашей дивизии к званию гвардейской дивизии. За первые бои многие солдаты, офицеры и политработники получили 1 Мая ордена и награды.
А. Сидоров, 22 мая 1965 года