С каждым годом всё дальше уходит в историю день, когда формировалась наша 3 Московская Коммунистическая стрелковая дивизия. Но память об этой дате никогда не изгладится в сердцах оставшихся в живых москвичей-добровольцев 3 Московской Коммунистической стрелковой дивизии.
В тяжёлые грозные дни Родины 14 октября 1941 года я вступил добровольцем на защиту города Москвы в Бауманский рабочий батальон. Первым командиром батальона был эстонец Герман Паппель, пользовавший среди бойцов авторитетом и уважением.
Располагался батальон по Ленинградскому шоссе в деревне Химки. В настоящее время там расположен гастроном «Ленинград».
6 ноября 1941 года мы приняли присягу на верность Родине, что будем стойко биться за Москву, за великую Советскую землю. Батальоны были сведены в полки и была создана 3 Московская Коммунистическая стрелковая дивизия, сыгравшая свою роль в обороне города Москвы в октябре-декабре 1941 года.
… В середине февраля 1942 года 3 Московская Коммунистическая стрелковая дивизия, именовавшаяся тогда 130 стрелковая дивизия, прибыла на исходный рубеж боевых действий к юго-востоку от деревни Молвотища под город Демянск. Перед боем политруки проводя с нами беседы, говорили, что нам предстоит наступать на деревню Павлово — сильно укреплённый узел противника.
21 февраля 1942 года утром наша немногочисленная артиллерия открыла огонь по противнику. Обстрел его опорных пунктов продолжался полтора часа. Наш 3 батальон 371 стрелкового полка пошёл в наступление. Был сильный мороз, ясный солнечный день. По открытой местности по глубокому снегу, не взирая на свист пуль и осколков, бойцы смело шли вперед. Наше стрелковое отделение было придано 45 мм пушке, для охраны её с тыла и помощи артиллеристам в продвижении и маневрировании в бою.
В бою проявили смелость и отвагу рядовые И. Лукин, С. Зайцев. Умело руководил боем сержант И. Алиев. Весь день был ожесточённый бой. Почерневший от порохового дыма снег вместе с мёрзлой землёй был вскопан разрывами снарядов и мин. Первый день не дал положительного результата в достижении успеха.22 февраля разгорелся бой за деревню Павлово с новой силой. Добровольцы-москвичи знали, что каждый метр на подступах к деревне Павлово хорошо пристрелян миномётами и пулемётами врага. Глубокий снег мешал наступлению. Плотный вражеский огонь не позволял поднять головы. Нашим бойцам порой недоставало умения, но наступательный дух был необыкновенно велик. Объект, на который были устремлены атаки, переходил в первый день из рук в руки. Ночью 22 февраля я участвовал в атаке на деревню Павлово. Наступление вели через горевшие дома. Немцы вели по нам ураганный пулемётный огонь трассирующими пулями. В трёхстах метрах от деревни я был тяжело ранен.